Нужен ли репетитор для подготовки к ЕГЭ?
Единый государственный экзамен требует от выпускника высокой интеллектуальной, эмоциональной и даже физической вовлеченности.
Подготовка к сдаче обязательных и дополнительных предметов, необходимых для поступления в ВУЗ, начинается с первых месяцев обучения в выпускном классе школы или колледжа. Этот процесс достигает своего пика после новогодних праздников, когда все дополнительные дисциплины и уровень сдачи единого государственного экзамена по математике (профильный или базовый) выбраны и закреплены соответствующим заявлением.
Именно эти 5-6 месяцев подготовки становятся решающими, поэтому требуют комплексного подхода не только от выпускника, но и от их родителей!
Именно они должны создать для ребёнка комфортную среду для подготовки к экзаменам (начиная с рабочего места и заканчивая микроклиматом внутри семьи) и обеспечить всё необходимое для постоянного прогресса.
В попытках помочь выпускнику эффективнее и быстрее усваивать материал, необходимый для успешного решения контрольно-измерительных материалов, родители часто прибегают к услугам репетиторов.
Репетитор выступает в роли преподавателя, работающего в формате частных уроков на дому или на дистанционной основе. В зависимости от специфики профессиональной деятельности, навыков и предпочтений педагог может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия (в коллективах до 5-6 учащихся) по различным дисциплинам.
Безусловно, индивидуальные занятия повышают эффективность учебного процесса, поскольку репетитор может уделить всё внимание вашему ребёнку и выстроить работу исходя из его способностей, обучаемости и особенностей характера. Хотим предостеречь: такой формат репетиторства существенно дороже группового формата. Коллективное обучение, в свою очередь, может стать меньшим финансовым бременем для родителей выпускника, но потребует от ребёнка большей внимательности, дотошности и самостоятельности.
При планировании подготовки к единому государственному экзамену каждая семья неизбежно задаётся вопросом: нужен ли репетитор вообще?
К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос просто не существует. Каждый родитель принимает решение самостоятельно, основываясь на способностях выпускника, собственных взглядах и интуиции.
Предлагаем вместе разобраться, в каких случаях выпускник может справиться самостоятельно, а в каких лучше прибегнуть к профессиональной помощи.
Начнём с тех факторов, которые позволят выпускнику качественно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена без помощи репетитора:
Прежде всего, необходимо понимать, что программа единого государственного экзамена очень часто выходит за рамки тех знаний, которые ученики приобретают в рамках школьных занятий. Контрольно-измерительные материалы (в особенности задания из второй и третьей частей варианта) составлены с расчётом на углублённое знание предмета, поэтому требуют ответственного и вдумчивого «погружения» в дисциплину.
Тем не менее, ребёнок может успешно подготовиться к экзаменам своими силами при следующих условиях:
- У выпускника есть определённые навыки самообразования и самодисциплины. Чаще всего, такие умения встречаются у учеников, принимающих участие в олимпиадах или обладающих интеллектуально-творческими хобби (например, написание стихотворений или рассказов, живопись или скульптура, программирование, графический дизайн и т.п.);
- Ребёнок умеет рационально планировать своё время и грамотно распределять нагрузку. Обычно этот навык формируется у детей с активным ритмом жизни, где помимо школы присутствуют дополнительные занятия, связанные с хобби (спортивный зал или секции, курсы изучения языка, танцы и т.п.). Чтобы успеть везде и сохранить оптимальный баланс, они вынуждены управлять своим временем самостоятельно, поэтому таким выпускникам не сложно будет «переложить» освоенное умение на подготовку к экзаменам;
- Выпускник читает дополнительную литературу. Для успешной подготовки к единому государственному экзамену недостаточно знать школьные учебники «от корки до корки»! Ребёнок должен научиться мыслить критически, а главное понять суть дисциплины, а не просто вызубрить отдельные факты. Для этого важно изучать стороннюю литературу, анализировать её и выделять для себя нужные сведения;
- Ребёнок одарён по необходимым учебным дисциплинам. Выпускник решил сдавать в качестве дополнительного экзамена историю и проявляет к ней искренний интерес? Это 50% успеха! Увлечённость предметом не только обеспечивает хорошие оценки в школе, но и позволяет воспринимать подготовку к единому государственному экзамену как интересный и полезный процесс.
Если ваш ребёнок отличается вышеупомянутыми качествами, советуем лишний раз задуматься о необходимости репетиторства. Возможно, для выпускника это станет ненужным звеном в процессе подготовки, а для вас – нерациональной «дырой» в семейном бюджете.
В подобной ситуации можно отказаться от регулярных услуг профессионального репетитора в пользу отдельных консультаций для изучения наиболее сложных тем.
В моменты ожесточённых споров о целесообразности репетиторства у некоторых родителей возникает вопрос: «Разве школьные учителя не должны хорошо готовить выпускников к единому государственному экзамену?»
Фактически, это не является их прямыми обязанностями! Дело в том, что в течение одного урока (45 минут) или пары (1 час 30 минут) педагог должен донести всю информацию, заложенную в учебном плане дисциплины. Порой, времени на освоение материалов для подготовки к единому государственному экзамену просто не остаётся!
Тем не менее, педагоги стараются вводить в свою программу решение контрольно-измерительных материалов и разбор допущенных ошибок, чтобы выпускники могли показать высокие результаты на экзамене и чувствовать себя уверенно.
Здесь стоит не забывать об индивидуальных особенностях своего ребёнка! Если он легко осваивает новый материал и способен к самообразованию, подготовки такого плана может быть вполне достаточно. Если же ему требуется больше внимания педагога, стоит прибегнуть к дополнительным мерам в формате репетиторства. Вы же понимаете, что школьный учитель, рассчитанный на 30 человек, физически не сможет обеспечить вашему ребёнку должное внимание?!
Небольшой совет: не пренебрегайте тем, что бесплатно предлагает школа или колледж! Зачастую, для выпускных классов организуются факультативные занятия по подготовке к единому государственному экзамену. Обязательно запишите своего ребёнка на необходимые дисциплины!
В каких ситуациях действительно необходимы услуги репетитора? Для привлечения специалиста есть ряд объективных причин:
- Если выпускник собирается сдавать в качестве дополнительного экзамена учебный предмет, в котором практически не разбирается. В подобной ситуации дисциплину предстоит изучать с нуля в сжатые сроки, что очень проблематично сделать самостоятельно;
- Если самостоятельная подготовка не приносит видимого результата, существенно замедляя процесс и сводя прогресс к минимуму;
- Если одиннадцатикласснику требуется помощь в разработке или структурировании программы подготовки по учебному предмету. Квалифицированный репетитор поможет составить подробную схему изучение теоретических и практических аспектов дисциплины, с учётом взаимосвязи и сложности тем;
- Если в учебном заведении ребёнка слабый учитель-предметник, который не может грамотно объяснить материал и натренировать в решении заданий единого государственного экзамена;
- Если у выпускника есть серьёзные проблемы с самодисциплиной. В такой ситуации репетитор будет выступать в качестве сильной направляющей «руки», не позволяющей безалаберно относиться к подготовке.
В подобных ситуациях лучше не скупиться на услуги квалифицированного педагога и обеспечить ребёнку качественную систематическую подготовку к экзаменам. Не забывайте, что в первую очередь это вклад в будущее выпускника!
На какие моменты стоит обратить внимание при поиске репетитора? Существует четыре первостепенных критерия:
- Квалификация репетитора. Услуги по индивидуальной подготовке к единому государственному экзамену предлагают как школьные учителя, так и педагоги высших учебных заведений. Если вашего ребёнка можно отнести к категории «слабых» учеников, лучше предпочесть в качестве репетитора школьного учителя. Они привыкли объяснять трудный материал ученикам разных возрастов и интеллектуальных данных, поэтому смогут донести информацию простыми словами. Если ваш ребёнок относится к категории «средних» и «одарённых» учеников, лучше остановить свой выбор на педагоге ВУЗа. Выпускник не только успешно подготовится к экзамену, но и получит отличный задел на будущее!
- Опыт репетитора. При знакомстве с педагогом обязательно осведомитесь об его трудовом стаже и профессиональных достижениях. Кроме того, обсудите, по какому учебному плану он работает со своими подопечными. Эти вопросы помогут легко выявить подходящего специалиста.
- Сроки. Для эффективной подготовки к единому государственному экзамену требуется 5-6 месяцев, а лучше даже больше. Если репетитор не может взять вашего ребёнка прямо сейчас и настаивает, что сможет дать ему необходимые знания за 1-2 месяца, не соглашайтесь на подобную авантюру!
- Регулярность занятий. Чтобы материал хорошо усваивался одиннадцатиклассником, встречи с педагогом должны быть регулярными: минимум 1 раз в неделю, в идеале – 2-3 раза. Беседуя с репетитором, заранее уточните, сможет ли он взять в вашего ребёнка на регулярную основу. Если нагрузка репетитора позволяет проводить занятия раз в несколько недель, лучше отдать предпочтение другому педагогу!
Где искать репетитора? Условно, все инструменты поиска можно разделить на 5 категорий:
- Объявления на столбах, в бесплатных газетах, на бесплатных досках объявлений. Такой метод отличается низкой возможностью выбора. Эффективность подобного подбора практически равна нулю. Вы же понимаете, что востребованный специалист не будет обклеивать столбы?! Риски такого сотрудничества тоже очень высоки: вы можете нарваться на мошенников или потратить деньги впустую.
- «Сарафанное радио» (рекомендации коллег, друзей и т.п.). Такой метод также отличается низкой возможностью выбора. Эффективность такого выбора зависит от наличия дополнительных источников информации (например, вы можете найти отзывы об этом специалисте в медиапространстве или получить рекомендации от сторонних людей). В противном случае вы можете стать жертвой предвзятого отношения вашего знакомого. Не забывайте: то, что хорошо для одного ребёнка, не всегда подходит другому!
- Репетиторство от школьного педагога. Такой метод также отличается низкой возможностью выбора: вы ограничены лишь педагогом-предметником (иногда несколькими, в зависимости от учебного заведения). Эффективность такого выбора зависит только от квалификации преподавателя.
- Поиск в сети Интернет, а именно на специализированных сайтах репетиторских и образовательных компаний. Такой метод даёт вам высокую возможность выбора: вы сами подбираете репетитора, который вам нужен. Эффективность такого выбора также очень высока. На таких порталах вы можете найти подробную информацию о каждом педагоге и множество отзывов от учеников, за счёт чего вероятность ошибки при выборе сводится к минимуму.
- Поиск через персональные сайты репетиторов. Личные страницы педагогов высокого уровня также можно найти на сайтах репетиторских и образовательных компаний. Такие специалисты отличаются огромным опытом работы и могут подготовить выпускника к единому государственному экзамену безукоризненно. Тем не менее, есть и обратная сторона медали: такие педагоги предъявляют высокие требования к учащемуся (дисциплина, вовлеченность, полная отдача процессу и т.п.). Такой репетитор подойдёт только ученикам «среднего» и «одарённого» уровня. Из недостатков можно выделить высокую стоимость услуг высококвалифицированного репетитора, а также его загруженность. К таким специалистам начинают записываться уже в начале учебного года, поэтому важно не тянуть с выбором!
В завершение хотим дать вам небольшой совет: даже если вы полностью уверены в выбранном специалисте, не оплачивайте его услуги вперёд на месяц или даже несколько при первой встрече!
Договоритесь о разовом занятии, чтобы выпускник мог понять, подходит ли ему этот репетитор. Ребёнок должен легко найти общий язык со специалистом, воспринимать его стиль преподавания и понимать лексику, которой он пользуется для преподнесения материала. Кроме того, одиннадцатикласснику должно быть психологически комфортно с педагогом, он не должен чувствовать смущение, неуверенность и другие негативные эмоции.
Если после первого занятия выпускник остаётся доволен, значит вы нашли подходящего специалиста. Можете договариваться с репетитором на долговременное сотрудничество и приступать к интенсивной подготовке!
Если же у выпускника остались неприятные ощущения от занятия, лучше поискать другого педагога.